Bus-club.ru участник:  Выставка автобусов BusWorld Мир автобусовВыставка "Пассажирский транспорт"        Bus-club.ru в соц.сетях: Инстаграм автобусного клуба Связь автобусников на дороге Вконтакте  Фейсбук  youtube.png Все автобусы в twitter

 Автобусный сайт и форум

Кавз

Кавз
Год основания
1958
Страна
Россия
Новости компании
Новости компании: КАВЗ
Смотреть каталог
КАВЗ
Производитель автобусов
Полное описание
ООО «Курганский автобусный завод» (КАвЗ) — производитель автобусов в России. Расположен в городе Кургане. С 2005 года входит в Дивизион «Автобусы» холдинга «Группа ГАЗ», с 2001 года входит в состав «Группы ГАЗ».

ООО «КАвЗ» является дочерним предприятием ОАО «ГАЗ» (доля в уставном капитале 100 %). Функции единоличного исполнительного органа данного общества выполняет управляющая организация — ООО «УК „Группа ГАЗ“».


История капотных автобусов КАвЗ

Полвека с основания предприятия в 1958 году, автобусы КАвЗ традиционно базировались на удлиненных грузовых шасси Горьковского автозавода — без кабины, но с сохранением оперения от базовых грузовиков. Соответственно, на шасси ГАЗ-51А в 1958—1971 гг. выпускался капотный 20-местный КАвЗ-651А; в 1971—1984 гг. на автобусном шасси ГАЗ-53-40 — 21-местный автобус КАвЗ-685, переставленный в 1984 году на шасси ГАЗ-53-12, и после модернизации в 1986-м, получивший индекс КАвЗ-3270. Именно модели 685 и 3270 были самыми массовыми в истории не только КАвЗа, но и мирового автобусостроения, так как годовые объёмы их производства в 70-80-х достигали 18-20 тыс. машин в год (пик в 1989 году — 20008 ед.). С 1989 года на автобусном шасси ГАЗ-33074 была освоена базовая модель 20-местного автобуса КАвЗ-397620. Индекс базовой модели поменялся со второй 2-ки (класс автобусы) на 9-ку (класс спецмашины) для упрощения сертификации спецверсий. Впоследствии на базе модели 397620 выпускался целый ряд грузопассажирских и специальных (санитарные, ритуальные (катафалк), оперативно-служебные (автозак) и т. д.) модификаций. В 1993 году был создан автобус КАвЗ-39765 на 28 посадочных мест на шасси ГАЗ-33074, удлиненном по колёсной базе с 3700 до 4550 мм. С 2001 года на его базе по ГОСТ Р51160 «Автобусы для перевозки детей» серийно выпускался школьный автобус КАвЗ-397653. В опытной серии существовал и ещё более длинная 35-местная модификация КАвЗ-39769, но она в серию так и не пошла из-за проблем с прочностью рамы. Так же, в 2005-2007 годах на базе среднетоннажного грузовика ГАЗ-3310 «Валдай» небольшой серией выпускался капотный автобус КАвЗ-32081 «Валдай» (фото). Объемы выпуска автобусов КАвЗ в 1990-х, в сравнении с 1970-80-ми сократились на порядок (~2,0 тыс.), примерно до уровня начала 1960-х. Поэтому суммарный объём производства семейства КАвЗ-3976 не идёт ни в какое сравнение с предшественниками. За полвека КАвЗ произвёл 0,45 млн капотных автобусов, что ставит его на первое место в мире среди автобусостроительных фирм.

Выпуск всех капотных автобусов КАвЗ был прекращён в конце 2007 года в связи с планами модернизации предприятия и переходом на выпуск принципиально новой продукции в виде городских среднеразмерных низкопольных автобусов модели 4239, выполненных на китайских агрегатах (шасси и силовая установка). Соответственно вся производственная линия по сборке «капотников» была «полностью реконструирована» (сдана в металлолом).
Согласно статье в журнале «Авторевю — Грузовики и Автобусы» за 2008 год — стоимость последних капотных моделей КАвЗ составляла на момент закрытия производства от 525 тысяч рублей, что ставило данный автобус вне конкуренции с более дорогой и более низкокачественной продукцией китайского автопрома или содержащей китайские комплектующие — на тот же момент бескапотный КАвЗ-4239 на китайском шасси оценивался уже в 2,57 млн рублей — ценой пяти капотных автобусов.
В 1998—2007 гг. дочернее предприятие КАвЗа — ООО «Вика ЛТД» выпускало на стандартном шасси ЗИЛ-5301БО автобус малого класса КАвЗ-3244 вместимостью 29 пассажиров (мест для сидения —15) с дизельным двигателем ММЗ Д-245 мощностью 109 л.с. с турбонаддувом. На удлиненном шасси ЗИЛ-5301ЕО выпускалась также модификация КАвЗ-32441 вместимостью 19-22 пассажира.
Вахтовые автобусы КАвЗ на шасси «Завод имени Лихачева» и «Урал» (КАвЗ-422990, КАвЗ-422991 и КАвЗ-42243) выпускались ограниченными сериями в 1996—2003 гг., но при реструктуризации предприятия были сокращены как непрофильная продукция. Последней «вахтовкой» КАвЗ стала в 2004 году модель 39766 на полноприводном шасси ГАЗ-3308 «Садко».

ОАО "Курганский автобусный завод" более сорока лет является одним из крупнейших автобусостроительных предприятий России. Завод был образован 14 января 1958г. для производства автобусов и специализировался на выпуске автобусов малой вместимости ( от 21 до 30 пасс.места), в прежние годы производилось до 20.000 автобусов различных модификаций в год.

В истории завода можно выделить несколько периодов.

Первый период (с 1958 по 1967 г.г.) - период становления предприятия.

Достраиваются корпуса, организуются новые цеха: инструментальный, нестандартного оборудования, холодно-штамповочный. В строй действующих вступают компрессорная станция, участок гальванопокрытий с автоматами для никелирования и хромирования деталей. Идет оснащение завода оборудованием, инструментами. Совершенствуется технология выпуска автобусов. Увеличивается план их выпуска.

Курганский Автобусный ЗаводУже за первые 5 лет завод достигает проектной мощности - 5000 автобусов в год. А к 1967г. автобусостроителями выпущено 50.000 автобусов.

Второй период ( с 1967 по 1977г.г.) охватывает следующее десятилетие в истории завода. Произведена реконструкция завода, сданы в эксплуатацию первая и вторая очереди прессового корпуса с энергокомплексом. Эти мероприятия позволили увеличить производство автобусов, повысить их качество и снизить себестоимость. Завод приступает к выпуску автобусов новых марок: КАВЗ-651, КАВЗ-685.

Уже с 1977г. ведется планомерная подготовка производственных мощностей завода к выпуску 20.000 автобусов в год, при ежегодном увеличении выпуска почти на 2 тыс. шт.

Третий период (с 1978г. по 1990г.) время технического перевооружения завода, коренной реконструкции ряда цехов и участков, освоения новой техники и технологии, внедрения прогрессивных методов организации труда.

С 1981г. идет подготовка производства автобусов пригородного сообщения большой вместимости КАВЗ-52561. Изготовлено более десятка опытных образцов, но решением Министерства автомобильной промышленности производство автобусов большой вместимости приостанавливается.

Четвертый период - с 1992г. по 2001 г..

Курганский Автобусный ЗаводВ 1992-93г.г. последовательно АК "КАВЗ" заканчивает строительно-монтажные работы по окрасочно-сборочным производствам и цеху мелких серий. Создаются резервные производственные мощности общей площадью более 30 тыс.кв.м.

К 1993г. заводом проведена подготовка и организовано производство нового семейства автобусов вагонной компоновки агрегатной сборки вместимостью 24 пасс.места, в объеме 150-200шт.в год.

В связи с этим, в 1992г. для создания автобусов новых экспериментальных моделей на заводе было создано производство мелких серий - дочерняя фирма АК "КАВЗ" ООО"Вика".

Именно здесь в 1992г. изготавливаются первые автобусы вагонной компоновки КАВЗ-3275, КАВЗ-32784, КАВЗ-3278 отличающиеся более высоким уровнем комфортабельности и соответствующие международным требованиям по безопасности.

Конструкторами ООО "Вика" был создан первый российский "кемпер" на шасси ГАЗ-3302 (1991 г.)

В 1996г. в "Вике" изготавливается первый опытный образец автобусов малой вместимости КАВЗ-3244 на шасси ЗИЛ-5301(''Бычок").

В 90-е годы в связи с изменением в отраслях народного хозяйства, в том числе сельского, резко снизился потребительский спрос на автобусы малой вместимости, основным потребителем которых являлись совхозы, колхозы, госпредприятия отраслевых министерств. Определилась необходимость создания в России отечественного производства городских автобусов большой вместимости.

Исходя из этого, АК "КАВЗ" приступила к тех. перевооружению резервных производственных мощностей по организации выпуска городских автобусов.

В 1994г. завод изготавливает 8 городских автобусов большой вместимости "Икарус-260" и 2 автобуса особо большой вместимости "Икарус-280". 

В дальнейшем, в 1996г. по условиям международного тендера были изготовлены 168 "Икарусов-283.10" для г.Екатеринбурга.

Экономический кризис начала 90-х г.г. в стране тяжело отразился на деятельности завода - резко снизился выпуск автобусов, долги перед кредиторами увеличивались из года в год.

И в июле 1997г. по инициативе кредиторов Курганский областной арбитражный Суд принял решение о введении на заводе внешнего арбитражного управления, что дало шанс Акционерной компании, благодаря временному приостановлению платежей по ранее накопившимся долгам, выйти из сложного экономического положения.

В декабре 1998г. Собрание кредиторов, а затем Областной арбитражный Суд подтвердили факт, что выбранное руководством предприятия направление по оздоровлению экономического положения является правильным, поэтому внешнее арбитражное управление было снято и с этого времени завод начал работать в режиме открытого акционерного общества.

С целью удовлетворения потребностей рынка в автобусах большой вместимости в 1998 г. техническими службами разрабатываются новые модели автобусов на шасси большегрузных шасси ЗИЛ - это модели городского и пригородного автобусов КАВЗ-422910, 4229-01. Также большое внимание уделяется завоеванию рынка вахтовых автобусов. Разрабатывается модель автобуса КАВЗ-422990 на полноприводном шасси ЗИЛ с колесной формулой 6х6. Кроме того, в 1998 году по заказу объединения "Спецгазавтотранс" КАВЗ вернулся к изготовлению вахтовых машин на шасси УРАЛ, первая партия которых была выпущена в 1981 году.

Пятый период - с 2001г. по настоящее время.

Курганский Автобусный ЗаводВ 2001 году Курганский автобусный завод вошел в состав крупнейшего машиностроительного холдинга "РусПромАвто", объединяющего основных производителей автобусной и автомобильной техники в России. Проблемы прошедших лет (завод пережил и внешнее управление, и руководство собственником, не желающим вкладывать средства в производство) привели к тому, что предприятие оказалось в предбанкротном состоянии. Сохранение всей производственной, складской инфраструктуры, управленческого аппарата, рассчитанных на выпуск 20 000 автобусов в год, стало непосильным грузом для заводской экономики. Кроме того, за последние годы деятельности накопились долги в бюджет, фонды, появилась большая кредиторская задолженность перед поставщиками. Таким образом, перед новой администрацией предприятия, специалистами "РусАвтобусПрома" возникли очень серьезные задачи по выводу завода из сложнейшей экономической ситуации.

Для вывода предприятия из кризиса была разработана и утверждена программа развития КАВЗ на период 2003-2008 г.г. На основе соглашения о социально-экономическом партнерстве между руководством Курганской области, компании "РусАвтобусПром" и областной профсоюзной организацией работников АСМ приняты основные направления по созданию условий динамичного развития Курганского автобусного завода:

  • Создание благоприятных условий осуществления производственной деятельности, роста благосостояния работников завода до уровня передовых предприятий автопрома
  • Создание достойных условий труда и благоприятных условий работникам для оздоровления и отдыха
  • Создание условий для благоприятного инвестиционного климата в Курганской области, привлечение инвестиций для расширения производства автобусов и создание новых рабочих мест на Курганском автобусном заводе.


Вхождение в холдинг открыло перед заводом перспективу производственного развития предприятия. Руководством "РусАвтобусПром" принято стратегическое решение - организация на Курганском автобусном заводе производства автобусов среднего класса ПАЗ-4230 "Аврора". КАВЗ в рамках автобусного бизнеса крупнейшей автомобильной компании "РусПромАвто" будет специализироваться на выпуске автобусов средней вместимости длиной от 8 до 10 метров. В результате реструктуризации производства будут сокращены мощности по производству малого автобуса КАВЗ-3976. В то же время планируется создание и освоение мощностей по производству автобусов среднего класса "Аврора".

В настоящий момент товарный ассортимент ООО "КАВЗ" составляют следующие основные виды продукции:
  • Автобусы малого класса на шасси ГАЗ (КАВЗ-3976 и модификации)
  • Автобусы малого класса на шасси ЗИЛ (КАВЗ-3244 и модификации)
  • Автобусы среднего класса ПАЗ-4230 "Аврора".

Основу модельного ряда выпускаемой продукции традиционно составляют модели на шасси ГАЗ. Основными отличительными особенностями автобусов на шасси ГАЗ являются повышенная проходимость, простота в обслуживании, ремонтопригодность. Благодаря этим качествам автобусы могут эксплуатироваться в сложных климатических и дорожных условиях. В 2002 году семейство автобусов на шасси ГАЗ пополнилось новой модификацией на полноприводном шасси ГАЗ-3308 "Садко", которая комплектуется как бензиновым, так и дизельным двигателем.

На базе серийных моделей на шасси ГАЗ выпускается ряд модификаций (утепленный, удлиненный, грузопассажирский, ритуальный автобус), позволяющих учитывать индивидуальные пожелания заказчиков.

В 2001 году Курганским автобусным заводом разработан "школьный" автобус, наиболее полно отвечающий требованиям ГОСТ к автобусам для перевозки детей - капотная компоновка автобуса обеспечивает дополнительную безопасность. Также автобус оборудован специальными сидениями с ремнями безопасности и подлокотниками, местами для ранцев и спортивного инвентаря, внутренней и внешней громкоговорящей связью. Кроме того, автобус имеет ярко-желтую окраску, что делает его приметным на дорогах.

Первый заказ на поставку автобусов в рамках программы "Школьный автобус" Курганский автобусный завод выполнил в 2001 году (в количестве 55 штук) для Ярославской области.

С начала реализации программы и по 2004 года Курганским автобусным заводом изготовлено и поставлено более 1800 школьных автобусов в 34 региона РФ. Наиболее крупные партии получили следующие субъекты РФ - Калужская область, Тюменская область, Республика Чувашия, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Ярославская и Ленинградская области. Причем с каждым годом данная программа набирает "обороты" - если в 2001 году было изготовлено чуть больше 100 школьных автобусов, то в 2003 - уже почти 1000 машин.

С 2002 года завод приступил к выполнению своей региональной программы "Школьный автобус". На решение проблемы подвоза детей к сельским школам администрацией Курганской области запланировано до 2005 года из областного бюджета выделить 28,5 млн.рублей. В 2002 году в рамках губернаторской программы КАВЗ изготовил 55 автобусов, в 2003 года - 61 автобус.

Данным решением "детских" проблем заинтересовались и в соседних государствах. Так, первые школьные автобусы (пока в небольших количествах) Курганским автобусным заводом уже поставлены в Беларусь, Казахстан и Украину.

Курганский Автобусный ЗаводВ конце 2003 года автобус КАВЗ-397653 для перевозки детей успешно прошел сертификацию Госстандарта России и получил одобрение типа транспортного средства. Таким образом, в России появился единственный сертифицированный автобус, соответствующий ГОСТ Р 51160 "Автобусы для перевозки детей".

Продукция на шасси ЗИЛ принципиально отличается от моделей 3976 меньшей проходимостью и, в то же время, дизельным двигателем, несколько улучшенным дизайном и более высокой комфортабельностью. Вследствие этого, автобусы могут быть с успехом использованы в качестве маршрутных такси на городских и пригородных маршрутах, а также в качестве транспорта для корпоративных перевозок.

Перспективным направлением деятельности предприятия является налаживание выпуска автобусов средней вместимости "Аврора", которые в силу современного дизайна, высокой комфортабельности салона, эргономичности места водителя, простоты управления и других особенностей предназначены для пригородных и междугородных перевозок, а также для организации туристических и корпоративных поездок. Освоение данной модели было начато в 2002 году.

Основная цель деятельности предприятия, поставленная руководством - наиболее эффективное использование ресурсов и производственного потенциала для производства качественной, надежной техники и постоянное стремление к совершенству для максимального удовлетворения запросов потребителей. Для достижения данной цели на заводе действует сертифицированная система менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 применительно к проектированию, разработке, производству, реализации и гарантийному обслуживанию автобусов.

Для наиболее полного изучения и удовлетворения потребностей рынка на основе опыта ведущих автомобильных заводов Курганский автобусный завод выделил службы реализации и маркетинга, сбыта, гарантийного ремонта и сервисного обслуживания в отдельную структуру, а именно ООО "Торговый дом КАВЗ", в функции которого входит реализация автобусов, включая поставки по государственным контрактам, организация и управление дилерской сетью, продвижения продукции завода на рынок. В Торговом доме КАВЗ действует участок гарантийного ремонта и предпродажной подготовки автобусов, оснащенный необходимым диагностическим оборудованием. Предприятие осознает важность этой службы и в будущее ее развитие включает мероприятия по проведению технического обслуживания и ремонта автобусов как в гарантийный, так и послегарантийный периоды эксплуатации, а также обеспечению потребителей запасными частями.

Курганский Автобусный ЗаводБлагодаря оптимальной ценовой политике и почти полувековому присутствию завода на российском рынке автобусы КАВЗ получили заслуженное признание - неоднократно удостаивались медалей и почетных дипломов на российских выставках.

  1. В 1973г., опытная партия автобуса городского типа КАВЗ-3100 на международной выставке "Автосервис-73" была удостоена Почетного диплома.
  2. В 1982г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Курганскому автобусному заводу, неоднократно занимавшему 1 место среди предприятий своей отрасли, было присвоено имя 60-летия Союза ССР. Автобус КАВЗ-685 М удостоен государственного Знака качества.
  3. В 1994г. на международной Московской выставке "Моторшоу-94" автобус КАВЗ-3276 на шасси фирмы "MAN", оптимизированный немецкой фирмой "Эрнст Аувертер'" удостоился титула "Звезды салона".
  4. В 1995г. благодаря творческой работе конструкторов и дизайнеров завода был создан первый Российский "кемпер" на шасси ГАЗ-3302. "Мотохата" имела большой успех на Московском "Автосалоне -95" и получила высокую оценку министра МЧС С.К. Шойгу и президента швейцарской туристической фирмы - заказчика данной модели г.Карла Экштайна.
  5. В 1997г. завод, выиграв международный тендер, изготовил 168 "Икарусов - 283.10" для г.Екатеринбурга.
  6. Немецкая фирма "ТЮФ", а также руководители фирмы "Икарус", осуществлявшие контроль за качеством изготовления дали высокую оценку работе Курганских автобусостроителей.
  7. Диплом 100 лучших товаров России (КАВЗ-3244), г. Москва 1998 г;
  8. Диплом за лучший экспонат (КАВЗ-32441) на международной выставке-ярмарке "ТрансСиб-Экспо",г Кемерово 1999 г.
  9. В 1999г. КАВЗ получил диплом III степени и бронзовую медаль за разработку новых типов автобусов на Московской выставке "Москва.Регионы России" (модель автобуса КАВЗ-3244 "Бычок")
  10. В этом же году Звание Лауреата Молодежной премии присвоено коллективу ООО"Вика" за создание единственного в России социального такси для инвалидов (КАВЗ-3244 для инвалидов).
  11. Диплом I степени и золотая медаль (КАВЗ-39765 "школьный") за лучший экспонат, выставка-ярмарка "Экспо-Сибирь", г. Кемерово 2002.