
Автобус Futurliner
История автобуса Futurliner пошла с чикагской ярмарки «Столетие прогресса» (A Century of Progress) 1933-1934 годов, на которой показывали современные , на то время достижения науки и техники.Одна из наибольших экспозиций была у General Motors: автомобили, двигатели, приборы, технологии и исследования.
И вся ярмарка, и стенды GM оказались столь популярными, что Чарльз Кеттеринг (Charles F. Kettering), вице-президент GM по исследовательским проектам, убедил главу компании Альфреда Слоана (Alfred P. Sloan) снабдить экспозицию фирмы «колёсами», дабы её могли увидеть миллионы американцев.
Тогда же решили и транспорт для выставки сделать экспонатом. Было построено 8 специальных автобусов в футуристическом стиле.
Эти машины стали известны как «Silver-Topped Streamliners». Экспонаты выставки разместили прямо в них. Мероприятие получило название «Парад прогресса» (Parade of Progress).
Кавалькада автобусов и сопровождающих их машин колесила по просторам континента, собирая толпы зрителей. Первый такой вояж состоялся в 1936 году. В 1938-м Parade of Progress посетил Мексику, а в 1939-м — побывал в Гаване.
Идея имела оглушительный успех. И в 1940-м году компания создала новый «автобус будущего» – Futurliner.
Правда, на снимках мы видим модель 1950-1953 годов, существенно перекроенную. Именно она и была продана на днях с аукциона.
У машины, нарисованной рукой дизайнера Харли Ирла (Harley Earl), многое было необычным. Начиная с облика, конечно.
Высоко поднятая обтекаемая кабина (глаза водителя находились на высоте 3 метров от дороги), откидывающиеся борта (за которыми размещались, собственно, экспонаты выставки)…
Ещё у автобуса были сдвоенные колёса не только сзади (как у большинства грузовиков и автобусов), но и спереди. С массой технических придумок автобус производил (и производит) не меньшее впечатление, чем его груз.
Длина этого шедевра составляет 10 метров, ширина 2,44 метра, а высота (по крышу кабины) – 3,53 метра. Машина была оснащена усилителем руля (чего безусловно требовали сдвоенные передние колёса) и автоматическим корректором света фар.
Шестицилиндровый бензиновый двигатель автобуса приводил колёса через экзотическую, по тем временам, четырёхступенчатую автоматическую трансмиссию.
Futurliner 1940 года имел прозрачную пластиковую крышу кабины.
А так как кондиционера не было, да ещё двигатель был размещён спереди (под водителем), поездка на Futurliner напоминала медленное поджаривание в оранжерее.
Лишь в 1953 году крышу заменили на непрозрачную, и автобус обрёл кондиционер.
Автомобили эти, кстати, послужили не только GM, но и другим компаниям, которые также использовали их как шоу-румы, переезжавшие из города в город едва не по всему североамериканскому континенту.
Большая секция крыши Futurliner поднималась на рычагах метра на полтора вверх. Под ней пряталась россыпь ламп дневного света, эффектно освещавших всё вокруг.
Кстати, с 1949 года шоу Parade of Progress сменило имя и стало более известной «Моторамой» (Motorama), приобретя ещё больший размах («Моторамы» проводили до 1961 года).
Теперь в крупных городах эта выставка занимала уже внушительные крытые площади, и кроме экспозиционной начинки всё тех же «автобусов будущего» привлекала внимание миллионов безумными концепткарами от GM. Их космический стиль не оставляет людей равнодушными даже сейчас.
А внутри Futurliner зрители видели не только вещи, имеющие отношение к автомобильной отрасли.
Так, в 1950-х на своих передвижных шоу GM показывала американцам: разрез реактивного двигателя, разную бытовую технику (в том числе – микроволновую печь), стереозвук, принципы порошковой металлургии и многие другие тогдашние диковинки. Часть экспонатов была действующей.
Отработав же на Motorama до 1956 года, все экземпляры Futurliner сами стали удивительной редкостью.
Тема: Ретро автобусы