Рынок новых автобусов в этом году практически импортозаместился 8 Ноября 2016

Рынок новых автобусов в этом году практически импортозаместился

По данным «Автостат Инфо» рынок новых автобусов в марте 2016 года продемонстрировал падение к марту прошлого года на 23,5% (–521 ед.) до 1693 ед., что практически идентично показателю грузового сегмента (–23,1%), но намного хуже легкового (–1,8%).

Впрочем, после провального февраля 2016-го (–22% к январю!), мартовские продажи все же восстанавливаются (+32,8% к февралю и +3,7% к январю). Причем, тотальное превосходство отечественных брендов (98% против 95,7% годом ранее) над импортными (лишь 2% против 4,3% годом ранее) только усилилось, хотя физические продажи наиболее снизились именно у российских производителей.

Сегмент отечественных автобусов при этом потерял –21,7% (–460 ед.) до 1659 ед., а иномарок –64,2% (–61 ед.) до 34 ед., что даже больше, чем в конце прошлого года. Но, например, в июле 2015-го иномарки обвалились на 73,6%. Низкий объем продаж автобусов-иномарок практически ежемесячно обновляет позицию лидера рейтинга продаж, так в марте таковым оказался Yutong (8 ед.). При этом полное отсутствие продаж в марте отмечено у 15 брендов (импортных и отечественных) против 9 брендов в марте прошлого года. 

Контрастность автобусного рынка в отношении отечественных и импортных брендов сохраняется на протяжении всего года, включая данные за первый квартал. Так, автобусный сегмент упал на –23,5% (–521 ед.) до 623 ед., при этом сбыт отечественных автобусов снизился на –21,7% (–460 ед.) до 612 ед., а иномарки обвалились на –64,2% (–61 ед.) до мизерных 11 ед.!

Image1

В регионах картина рынка новых автобусов в марте более оптимистичная – многие вышли из минуса, но крупнейшие по объему Приволжский ФО (доля рынка 23,6%) и Центральный ФО (доля 20,7%) остались в минусе, соответственно, –16,9% и –12,2%, а аутсайдером стал Сибирский ФО с –25,4% (доля 8%).

На периферии, напротив, подъем наблюдался практически везде, а лидером выступил Уральский ФО: с +122,6% (доля 18,9%), за которым взлетел также Дальневосточный ФО с +112% (доля 8,5%). Третьим стал Северо-Кавказский ФО с +45% (доля 4,7%), а за ним положительные результаты показали находящиеся на разных концах страны Южный ФО с +13% (доля 4,2%) и Северо-ЗападныйФО с +12,7% (доля 11,4%). 

За квартал положение по регионам также сменилось кардинально: безусловным лидером стал Дальневосточный ФО с двухкратным ростом (доля 10,5%). Северо-Западный ФО и Уральский ФО также вышли в плюс, хотя и ненамного, соответственно, на 4,3% (доля 11,6%) и на 1,1% (доля 10,6%). Остальные регионы из минуса за квартал не вышли:  Центральный ФО показал –16,2% (доля 22%), Сибирский ФО –18,2% (доля 10,6%), Северо-Кавказский ФО –21,3% (доля 5,7%), а крупнейший рынок Приволжского ФО упал на –44,4% (доля 25,6%), аутсайдером же стал Южный ФО с –69,9% (доля 3,4%). 

Лидером среди топ-10 брендов по динамике продаж новых автобусов в марте стал Yutong с 8-кратным ростом, но лишь до 8 ед. За ним с ростом в 2,8 раза (!) идет АЗ «Урал» (58 ед.), причем только за счет вахтовок. Третьим стал «КАвЗ»» с ростом на 53,8% (20 ед.), а четвертым с +18,2% – «НефАЗ» (91 ед. – 2-е место по продажам). Пятерку брендов с приростом на 10%, замыкает «Волжанин» (22 ед.). В плюсе оказались также «ПАЗ» (+8,6%, 330 ед. – бессменный лидер рынка) и МАЗ (+3,6%, 29 ед.). Китайский KingLong продал одну машину, обеспечив, соответственно, рост на 100%, а Iveco показал «ноль» также с единичной продажей. А, вот «ЛиАЗ» упал на –25,3% (62 ед.), хотя и занял 3-е место по продажам. Замкнул топ-10 по динамике за март Higer (–50%, 1 ед.). 

В рейтинге квартал лучшим по динамике с 12-кратным (!) приростом продаж стал Yutong, но также с объемом лишь в 12 ед. На 50% выросла реализация Irisbus (до 6 ед.). В плюсе также «Урал» (+46,7%, 88 ед. – также лишь вахтовки) и «КАвЗ» (+3,7%, 56 ед.). Все прочие бренды в минусе. Так, «ЛиАЗ» показал –13,1% (206 ед. – 3-е место по продажам), Higer (–14,3%, 6 ед.), «НефАЗ» (–19,5%, 239 ед. – 2-е место по продажам), лидер продаж «ПАЗ» (924 ед.,–22,2%) по динамике только 8-й, но у «МАЗа» (–42,9%, 116 ед.) и «Волжанина» (–46,3%, 29 ед.) дела еще хуже.

Среди моделей иномарок наибольший прирост в марте показал городской полунизкопольный мидибус Yutong ZK6852HG (рост в 7 раз, но лишь до 7 ед.), а вот лидером по динамике в Топ-10 стал малый автобус «ПАЗ-3203» (рост в 5,6 раза до 28 ед.). За ним рост в марте показал также большой городской «НефАЗ-5299» (рост в 2,9 раза до 63 ед.), далее следует вахтовка «Урал-3255» (+176,2%, 58 ед.), набирающая популярность за счет перехода на новейшее шасси «Урал NEXT», еще далее – пригородный среднеразмерный «КАвЗ-4238» (+112,5%, 17 ед.), малый «ПАЗ-3204» (+94,4%, 35 ед.) и средний служебный «ПАЗ-4234» (+32,4%, 45 ед.). Полунизкопольный «ЛиАЗ-5293» показал +4,2% (25 ед.). Остальные в минусе, включая неизменного лидера продаж «ПАЗ-3205» (–9,8%, 220 ед.). Вахтовка «НефАЗ-4208» провалилась на 47,7% (23 ед.), а аутсайдером топ-10 оказался низкопольный «ЛиАЗ-5292» (–60%, 20 ед.).

 

Image2

За квартал лидером по динамике стала обновленная вахтовка «Урал-3255» (+46,7%, 88 ед.). На втором месте по динамике заслуженный городской «низкопольник» «МАЗ-103» (+33,3%, 52 ед.). Новейший среднеразмерный низкопольник «ЛиАЗ-4292» стал третьим с пока еще нулевым ростом (62 ед.). Все прочие модели ушли в минус, так лидер продаж «ПАЗ-3205» (569 ед.) показал –21,6%, второй по продажам «ПАЗ-3204» (170 ед.) с –11%, а третий – «НефАЗ-5299» (153 ед.) с –8,9%. Закономерно, что аутсайдером в топ-10 за квартал стала вахтовка «НефАЗ-4208» с –32,3% (67 ед.), которую потеснила новая модель «Урал NEXT 3255».

В Москве в марте было реализовано всего 28 машин (рост в 2,8 раза) в числе которых 20 ед. «ЛиАЗ-5292», а также 5 ед. «ПАЗ-4234» и по одной Higer KLQ6129, ПАЗ-3204 и ПАЗ-3205. Продажи новых автобусов в столице на сегодня поддерживаются только муниципальными флит-закупками больших городских «ЛиАЗов», единичными закупками утилитарных моделей «ПАЗ» для служебных перевозок, а также разовыми заказами импортных междугородных лайнеров (фактически только китайских). В Санкт-Петербурге в марте реализовано 28 машин: 12 ед. «МАЗ-203», 10 сочлененных Volgabus 6271, по 2 ед. «ПАЗ-3204» и «Урал-3255» и по одному «ПАЗ-4234» и Yutong 6129. 

По 2016 году предварительный прогноз рынка автобусов до 8,7 тыс. с учетом стимулирования, т.е. возможно падение около 10% к уровню 2015 года. В свою очередь Минпромторг РФ в 2016 году сохранил государственные программы по обновлению парка колесных транспортных средств (22,5 млрд руб.), включая дополнительные программы по стимулированию спроса на газовые автобусы (до 3 млрд. руб.) и закупки городского электротранспорта (1 млрд. руб.), а также программы льготного автокредитования (до 11,3 млрд руб.) и лизинга ( до 5 млрд руб.). Общий объем бюджетных средств запрашиваемых Минпромторгом на 2016 год под эти и другие программы (без блока промышленных субсидий и прочих программ непосредственно для автопроизводителей) составляет 45,8 млрд руб. Впрочем, сюда относятся не только автобусы, но все типы колесных ТС. Кроме того, предусмотрено выделение 7,2 млрд руб. на субсидии автомобилестроительным компаниям на компенсацию части процентных платежей по инвестиционным кредитам, а также 3,3 млрд на поддержку экспорта (в частности субсидирование доставки ТС от завода до границы) и достаточно большой блок промышленных субсидий на 80,4 млрд руб. Именно автомобильная промышленность названа приоритетной с точки зрения стимулирования государством «точек экономического роста». С учетом того, что для большинства регионов другой возможности приобрести новые автобусы просто не имеется, такие программы становятся критически значимыми как для рынка, так и для автобустроительной отрасли.

В числе самых значимых долгосрочных мер на 2016–2020 годы, предлагаемых Минпромторгом, относится введение определенных сроков эксплуатации коммерческих транспортных средств, что позволит ежегодно заменять до 1000 изношенных автобусов на новые. Кроме того, предполагается введение возрастного и экологического коэффициентов в транспортный налог, что также повысит ежегодный спрос на 1000 автобусов. Кроме того, контроль исполнения директив при осуществлении закупок подконтрольными государству юрлицами, в свою очередь повысит спрос на новые автобусы еще, примерно, на 900 ед. 

Сегмент отечественных автобусов, уже в мае-июле пополнится двумя принципиальными новинками «Группы ГАЗ» – малыми автобусами Vector Next и Vector 3 (ПАЗ-2256), дополненными 16-местным микроавтобусом на базе «ГАЗель NEXT» ЦМФ. Все эти модели станут родоначальниками принципиально новых семейств отечественных автобусов, которые создадут сильную конкуренцию как «фургонбусам» на базе европейских фургонов, так и малым автобусам азиатского происхождения, а также постепенно заменят морально устаревающий модели отечественного производства. На подходе и новые газовые модели «ЛиАЗ» и «КАвЗ» (включая перспективную модель 4270). Впрочем, на объем продаж эти новинки смогут реально повлиять только со второй половины 2016 года.     


Источник:  http://avtostat-info.com/Article/204
Тема:  Автобусный рынок / Лизинг автобусов

Возврат к списку


Материалы по теме: