МАН: итоги  2020 года 6 Апреля 2021

МАН: итоги 2020 года

1 марта 2021 года мы побывали на ежегодной пресс-конференции МАН Трак энд Бас РУС, на которой представители компании подвели итоги работы компании в 2020 году и рассказали о планах на 2021 год. 

Ранее мы уже рассказывали о прошедшей конференции и об итогах МАН за 2020 года (прочитать здесь). В этой статье мы кратко напомним о них и выложим  расшифровку прошедшей конференции.

Итоги кратко:

  • MAN сохранил 3-е место среди европейских брендов в сегменте грузовой техники с долей рынка 19 %
  • В сегменте автобусов массой свыше 8 тонн бренды MAN и Neoplan удерживают уверенное лидерство среди европейских производителей, увеличив свою долю рынка до 75,3 %
  • MAN TGS второй год подряд признан лучшим самосвалом года в России, MAN TGX удостоен премии «Грузовик года» в номинации «Перспектива»
  • Самосвал MAN TGS и телематическая платформа MAN Pride стали лауреатами первой категории премии EWA Awards
  • Новый MAN TGX получил международную премию «Грузовой автомобиль 2021 года»
  • Рост подключений телематической системы MAN Pride за год составил 43 %
  • Дилерская сеть MAN в России за год пополнилась пятью новыми центрами
  • Компания приняла участие в ряде социальных проектов, направленных на помощь в период пандемии Covid-19

Спикерами выступили генеральный директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС» Ян Айхингер, коммерческий директор компании Павел Селев и директор департамента послепродажного обслуживания Кирилл Агеев.

Ян Айхингер: На сегодняшний день доля рынка компании в сервисных контрактах составляет 19%. Может показаться, что это не слишком много. Однако если вспомнить, что было три года назад, когда мы только начинали, становится очевиден рост. Бесспорно, мы показали хороший результат. Мы будем стремиться удерживать высокий уровень сервиса и в дальнейшем. 

Если говорить об интегрированных комплексных предложениях, то в настоящее время мы предлагаем телематическую систему MAN Pride.  По словам клиентов, система эффективна, удобна и проста в использовании. Высокий процент подключений в этом сегменте можно считать подтверждением моих слов. 

Также напомню, что у компании есть канал на YouTube, где в качестве гостей мы постоянно приглашаем экспертов в сфере коммерческого транспорта. Отмечу, что нам удалось получить более 1 млн просмотров за год. 

Несколько слов о наших событиях в России в минувшем году. Мы запустили еще один формат, непосредственно связанный с тематической системой MAN Pride, речь о которой шла выше. Система позволяет получить большой объем данных, которые помогают нам лучше понять потребности водителей. Не так давно проходили соревнования, где принимали участие порядка 20 водителей, представляющих свои транспортные компании. Победителем стал клиент MAN Truck & Bus Россия из компании "ЛидерТранс". 


Стоит упомянуть еще об одном важном мероприятии. Каждый год грузовик MAN доставляет на Красную площадь в Москве новогоднюю елку. Минувший год не стал исключением.

Мы говорили о международных наградах, но также были награды, которые MAN получил в России. Так, второй год подряд мы побеждаем в номинации "Самосвал года". Кроме того, мы получили награду "Мусоровоз года". Эта награда, кстати, связана с применением системы MAN Pride, о которой я уже неоднократно упоминал. Несколько лет назад мы решили, что следует проанализировать систему утилизации мусора и предложить более эффективное решение. Процесс был не из легких, но это того стоило.

И наконец награда за перспективную разработку года. Думаю, очевидно, что речь идет о новом поколении грузовых автомобилей. 

Одна из самых актуальных целей для компании в этом году — получить награду "Грузовой автомобиль года" в России. Это будет нелегко. Нас, безусловно, ожидает весьма серьезная конкуренция, но я верю, что моя команда сделает все возможное для победы. 

Теперь я предлагаю посмотреть видеоролик, демонстрирующий, каким был 2020 год для компании MAN.

Ведущая: Коммерческий директор MAN Truck & Bus Россия Павел Селев! 

Павел Селев: Здравствуйте, коллеги! Цифр будет немало, но я постараюсь преподнести их в удобном формате, чтобы вам было так же интересно слушать меня, как и Яна. 

Во многих сегментах мы реализовали новые совместные проекты с партнерами. Например, это региональные и полноприводные перевозки, строительство, а также коммунально-дорожный сегмент. Помимо этого, мы достаточно хорошо чувствуем себя в сегменте специализированной техники. Позиция, которую мы занимаем в данном сегменте, во многом связана с успешным развитием продуктов в сфере мусоровывозящей техники. Мы сильны, но с запуском нового продукта New Truck Generation, уверен, станем еще сильнее. 


Теперь поговорим об автобусах. Ян уже отмечал, что мы увеличили долю рынка среди европейских брендов. Компания заняла серьезную нишу — 75%. Это можно объяснить уверенной позицией во многих регионах России, ведь мы работаем по всей территории страны. Фактически MAN работает во всех сегментах рынка автобусного бизнеса. В 2020 году мы поставляли и городские, и междугородние автобусы, а также работали с «коучами». Заказчиками техники выступали не только перевозчики, но и в том числе футбольные клубы.

Следующий спикер: Директор департамента послепродажного обслуживания МАН Трак Энд Бас РУС

Кирилл Агеев: Послепродажное обслуживание — это комплексное решение. Что я понимаю под этими словами? Говорят, что кризис — это не только опасность, но и возможности. 2020 год показал нам одну простую вещь: лояльность клиента и устойчивый бизнес могут быть обеспечены только в том случае, если предложен правильный сервисный контракт. Мы стремимся услышать клиента, узнаем его потребности и по возможности стараемся адаптировать продукт под конкретные нужды. В том числе это позволило нам добиться двукратного увеличения портфолио активных сервисных контрактов. 


Как я уже сказал, долгосрочная лояльность клиента может быть обеспечена только в том случае, если компания предложила правильный сервисный контракт. Именно сервисный контракт позволяет планировать расходы, а также гарантировать, что обслуживание автомобиля производится качественными запасными частями, обученными сотрудниками и при этом осуществляется согласно рекомендациям предприятия-изготовителя. Кроме того, мы можем гарантировать, что машина получит максимальный коэффициент технической готовности, максимальный коэффициент выхода на линию.

Другая принципиальная тема — это оригинальные запчасти. Наша цель — увеличение доли оригинальных запчастей при обслуживании всех автомобилей клиентов. Я не оговорился, когда сказал "всех". Компания активно работает над тем, чтобы повысить лояльность клиентов постгарантийного парка. 

Теперь о качестве сервиса. Я убежден, что без качества не может быть сервиса вообще. Я напомню, что впервые за время существования MAN на российском рынке мы смогли занять первое место в исследовании HTC по удовлетворенности клиентов постпродажным обслуживанием. Также в этом году реализуется масштабный проект по оснащению дилерской сети оригинальным специнструментом и оборудованием, чтобы клиент тратил как можно меньше времени на обслуживание грузовиков. 

Еще раз: продукту мирового класса должен соответствовать первоклассный сервис. У нас большие планы на этот год и мы смотрим в будущее с оптимизмом. 

Ведущая: Спасибо, Кирилл! Мы вновь приглашаем на сцену Яна Айхингера.

Ян: Вы наверняка слышали, что после третьего квартала 2020 года наша компания терпела значительные убытки по всему миру. В настоящее время подготовлена комплексная программа по повышению доходности фирмы. Отмечу, что Россия останется для нас важным рынком, мы нацелены на устойчивый рост в российском регионе. 

Я также приоткрою завесу тайны: уже в следующем месяце стартует совершенно новая эра электромобильности. Это будет не просто замена ДВС и бензобаков на аккумуляторы и электромоторы. Мы предложим оптимизировать маршруты, трансформировать сервисные центры под новую электросреду, а также поможем клиентам наиболее эффективно использовать аккумуляторы, обучить механиков и водителей. Больше я об этом ничего не скажу, чтобы поддержать интригу. 

2020 год позволил мне понять следующее: я горжусь тем, что руковожу такой сильной командой. Мне по-настоящему повезло. 

Дамы и господа, на этом наше выступление завершается. Спасибо, что уделили спикерам время. 

Ведущая: Коллеги, презентационная часть подошла к концу. Теперь мы будем рады ответить на ваши вопросы!

Секция: вопросы из зала

Ян: Если посмотреть на минувший год, то можно увидеть, что мы в меньшей степени занимались конкретными регионами и больше типом клиентов. Например, мы не особо фокусировались на больших парках. 

Павел Селев: Добавлю, что мы фокусировались на разных направлениях и сегментах бизнеса. В то же время мы реализуем новые проекты. Если говорить относительно полноприводной техники, то как мне кажется, мы достаточно хорошо показали себя в лесовозном сегменте. Ключевые регионы — это Урал, Сибирь, Дальний Восток и немного СЗФО. Именно таким образом распределились основные поставки полноприводной техники, и здесь я говорю не только о шасси, но и о тягачах. 

Ян: Этим летом мы запускаем производство нового поколения грузовых автомобилей в Санкт-Петербурге, однако процесс будет постепенным. Мы должны будем вывести из производства текущие модели и последовательно наращивать производство новых. Подобным образом, кстати, мы действуем в Мюнхене. Так, на прошлой неделе мы произвели больше 1 000 грузовиков нового поколения. То же самое постепенно будет реализовываться и в северной столице. 

Что касается инвестиций в нашу дилерскую сеть в связи с электромобильностью, то в первую очередь необходимо понять, какая часть бизнеса будет использовать электротранспорт. Этим занимаются наши коллеги из группы консультантов по транспортным решениям, которые анализируют этот вопрос совместно с клиентами, дилерами и городскими властями. Думаю, мой коллега сможет рассказать больше. 

Спикер: Инвестиции в электромобильность для любого сервиса будут состоять из трех частей. Первая — это входящая линия электроэнергии. Входная мощность должна быть достаточно высокой. Вторая часть — это обучение. Поскольку обслуживание электрического автомобиля принципиально отличается от обслуживания автомобиля с ДВС, весь персонал должен пройти соответствующий тренинг. И наконец третье — это стоимость специального оборудования и инструмента. 

Ян: Стоит коснуться вопроса электромобильности в зимних условиях. Мы испытываем машины в очень жестких условиях, в том числе электрические автобусы. Я сейчас не говорю о температурах ниже -40°. Разумеется, при таких условиях дальность хода снизится. Почему так? Основная причина состоит в том, что при низких температурах энергия расходуется не только на движение, но также на обогрев автобуса. Другими словами, чем холоднее на улице, тем больше энергии потребуется для подогрева салона. Если автобус на ДВС получает отопление, грубо говоря, бесплатно, то электробус, как правило, расходует энергию аккумулятора.

Ян: Если утилизационный сбор будет продолжать расти, то на мой взгляд, доля рынка семерки европейских производителей не увеличится. Разумеется, это удручает. В беседах с представителями власти мы высказывали мнение, что увеличение утильсбора приведет к дополнительной нагрузке на отрасль и инфляции. Если же говорить об общем объеме рынка коммерческого транспорта, то здесь я выскажу позитивный прогноз и предвижу рост.

Ян: Городской автобус Lion's City Bus получил двигатель на природном газе. Если же говорить о грузовых автомобилях на ПГ, то на сегодняшний день мы не планируем входить в этот сегмент. 

Мы надеемся, что к 2040 году сможем предлагать транспортные средства с нулевым выбросом. Поймите меня правильно, я не сказал, что мы перестанем производить двигатели. Достаточно вспомнить моторы для морских судов, которые MAN также строит. 

MAN занял лидирующие позиции в автобусном сегменте европейского производства

Кризис, связанный с распространением коронавируса, стал вызовом для всей российской экономики. И хотя итоги подводить пока рано, важно понимать, какие тренды ждут рынок в дальнейшем.

Итоги:

Российский MAN специализируется на продаже городских, междугородних и туристических автобусов. Несмотря на все сложности рынка, европейским брендам в целом удалось нарастить свое присутствие: с 92 единиц в прошлом году до 162 единиц с января по октябрь 2020 года.

В российском представительстве компании это связывают с ростом спроса и популярности на европейские бренды у крупных корпоративных заказчиков, которые при планировании закупок зачастую стали рассматривать в долгосрочной перспективе стоимость владения автопарком, ресурс автобусов и остаточную стоимость. Благодаря росту спроса на автобусы в качестве долгосрочных инвестиций, европейцам удалось даже потеснить азиатские бренды, которые в прошлом году составили им серьезную конкуренцию. В гонке «Европы» и «Азии» первым удалось отвоевать чуть более 20% рынка: в 2019 году соотношение составляло 90,3% к 9,7%, в этом — 70,5% к 29,5%.

Другим трендом может стать частичное замещение спроса: возможно, дорогим «туристам» рынок предпочтет комфортабельные, но более доступные «междугородники». В 2019 году всплеск регистраций междугородних автобусов пришелся на апрель—май, хотя в 2018 этот показатель приходился на март— сентябрь. В этом году кривая регистраций выровнялась, но всё же на ней виден рост в июне и июле. В этом ключе появление «междугородника с комфортабельными опциями туриста» в портфолио бренда выглядит вполне логично. Речь идет о MAN Lion’s Intercity в эксклюзивной для российского рынка комплектации Advance. Презентация этой модели состоялась на выставке COMTRANS 2019.

По данным «Эвитос — Информ», количество регистраций автобусной техники в России с января по октябрь 2020 года увеличилось на 17,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Бренды MAN и Neoplan показали рекордный рост в 232,4% и заняли первое место среди европейских брендов




Тема:  Презентации / Контракты и сделки

Возврат к списку


Материалы по теме: