
Автобусный тест: Tourismo: 20 лет спустя
В 1994 году впервые в истории автобусов Mercedes-Benz модель O350 вдобавок к цифровому индексу получила собственное имя – Tourismo. Обозначения вроде О3500, О302, О303, О404 ушли в прошлое. В первом поколении до 2006 году было выпущено 12 тыс. экз., во втором еще 10 тыс. экз. Итого свыше 22 тыс. пассажирских машин за 22 года – такого успеха не достиг ни один «турист» в мире! Сначала «немец» имел одну фиксированную комплектацию, затем вырос в целое семейство из семи модификаций! Познакомиться с этой палитрой я смог в конце марта в хорватском городе Сплит и его живописных окрестностях.Тот, кому равных нет!
Mercedes-Benz O350 Tourismo пришел на смену модели Mercedes-Benz O340 осенью 1994 г. и удачно вписался в рынок. В отличие от городских лайнеров со звездой, его выпускают не в немецких городах Штутгарт или Мангейм, а в турецком Хошдере.Его тестировали, в основном, в Германии и Швейцарии – странах с наибольшим спросом со стороны транспортных операторов. И сегодня топ-5 государств с максимальными продажами по итогам 2015 г. выглядит так: Турция, Германия, Франция, Великобритания, Италия. Из 2 042 проданных в прошлом году лайнеров 1 425 ед. поставили в эти страны. Всего в списке получателей заказчики из более чем 50 государств. В числе недавних заказчиков – Нигерия, Чад, Исландия, остров Реюньон в Индийском океане, расположенная у северного побережья Австралии Новая Каледония, султанат Оман на востоке Аравийского полуострова.
Tourismo первого поколения возил столичные футбольные и хоккейные клубы РФ, туристов северной Пальмиры и сотен других городов. В самой Германии такой транспорт использует женская национальная сборная по футболу и военный оркестр Бундесвера. И подобных примеров не счесть. Продажи лайнера второго поколения растут из года в год, что может быть хорошим знаком для российских перевозчиков: со временем часть из них непременно попадет на наш вторичный рынок. Динамика продаж за прошедшие пять лет выглядит так: 1 178 ед. в 2011 г., 1 283 ед. в 2012-м, 1 486 ед. в 2013-м, 1 519 ед. в 2014-м и 2 042 ед. в 2015-м. Что это, если не коммерческий успех?!
Улучшенное поколение
Первое поколение бестселлера поступило в продажу в безальтернативном варианте: с одной длиной кузова, габаритной высотой, фиксированной комплектацией и ценой. Плюс заключался в том, что можно было быстро оформить заказ и в течение короткого отрезка времени получить автобус. Свобода выбора ограничивалась цветом кузова и обивкой сидений.На машине второго поколения применен модульный принцип сборки.Перевозчикам предлагается не одно, а несколько транспортных решений. Tourismo может быть вместительным пригородным или компактным экскурсионным автобусом, равно как и «туристом» для средних и дальних дистанций. Без преувеличения, это универсальный пассажирский транспорт. Осенью 2006 г. Tourismo стали предлагать в трех вариантах длины (12,14; 13 и 14 м), причем впервые – с тремя мостами. В 2009 г. фирменную линейку пополнил высокопольный Tourismo RH, а сезон-2016 MB Tourismo встретил уже в семи модификациях, от короткого лайнера с литерами K, RH и без них до моделей с приставкой в названии M/2, M и L. В зависимости от версии лайнера длиной 10,32–13,99 м, с колесной базой от 4985 до 7110/1350 мм, его салон теперь рассчитан на перевозку 45–59 пассажиров и 9,6–12,2 м3 багажа, а объем топливного бака составляет 370, 475 или 490 л.
Новые «туристы» приводят в движение рядные 6-цилиндровые двигатели Mercedes-Benz рабочим объемом 7,7 или 10,7 л мощностью 354, 394 или 428 л.с. Передачу максимального крутящего момента в 1700, 1900 или 2100 Нм выполняет 6-ступенчатая механическая коробка передач GO 210-6 в базовой комплектации или 8-ступенчатый автомат GO 250-8 PowerShift (опция).
Новинкой стали пассажирские сиденья с комфортными подголовниками, которые можно отрегулировать по росту человека. Они увеличивают высоту сидений на 40 мм и плавно выдвигаются на 85 мм. Максимальная ширина подголовников в 260 мм обеспечивает должный комфорт и незначительно ограничивает обзор сидящим позади пассажирам. Специальная обивка из воздухопроницаемого кожволокна Composition с тисненой поверхностью пришла на смену традиционной коже. При этом новый материал прост в уходе, легко чистится щеткой или при помощи пылесоса.
На борту второй генерации Tourismo применяются улучшенные системы информации, более совершенный развлекательный комплекс и новейшая технология мобильного доступа WLAN с одной или двумя антеннами LTE на крыше. Каждое двухместное сиденье оснащается одним или двумя гнездами электропитания на 230 В для подключения портативных приборов. В качестве опции предлагается роутер с двумя разъемами USB и двумя слотами для SIM-карт. По сути, автобус превращен в интернет-платформу на колесах.
На новых Tourismo применяется специальный пакет комплектации для туалетных кабин с более прочными деталями и резервуарами увеличенного объема. Европейцы даже позаботились об экономии гигиенической бумаги и на заказ ставят электросушилку для рук и дозатор дезинфицирующего средства.
Новое на борту – электрический подъемник и места для инвалидных колясок с правой стороны автобуса. Он монтируется за передним мостом, с дополнительной дверью в специальном отсеке багажного отделения. В салоне может быть оборудовано по одному месту для лиц с ограниченными физическими возможностями с правого и левого борта. Быстроту операции по смене обычных кресел на инвалидные обеспечивают крепежные рейки AirLine.
С технической точки зрения потенциал Tourismo вырос за счет применения системы активного экстренного торможения AEBS (Advanced Emergency Braking System). При опасности столкновения и отсутствии реакции со стороны сидящего за рулем она в автоматическом режиме выполняет торможение до полной остановки.
Российский вариант
Немцы признаются: лидером внутрикорпоративных продаж остается классический 12-метровый двухосный автобус с высоко расположенным салоном. Именно такой планируется поставлять в Россию, поэтому с него и начнем обзор тестовых вариантов обновленного Tourismo второго поколения.Tourismo RH выпускают длиной 12,14 и 12,98 м. Для рынка РФ более предпочтительным выглядит первый, о нем и пойдет речь. Область его применения – маршрутные, трансферные, экскурсионные и корпоративные перевозки. Высокопольный RH выступает связующим звеном между туристическими и пригородными автобусами с прицелом на однодневные экскурсии и короткие путешествия.
Естественно, он рассчитан на круглосуточную и круглогодичную эксплуатацию.Конструкторы выставили пол на высоту 1060 мм над уровнем дороги и дополнительно подняли сиденья на подиум высотой 150 мм. Благодаря этому объем багажного отделения достиг 6,7 м3. На более длинном варианте под вещи пассажиров отведено уже 7,9 м3, но для экскурсионного или корпоративного транспорта такая разница не принципиальна.
В базовой комплектации 12-метровый Tourismo RH комплектуют 360-сильным мотором Mercedes-Benz OM 470 уровня Евро-6 с максимальным крутящим моментом 1700 Нм. За дополнительную плату можно получить двигатель мощностью 394 л.с. с пиком крутящего момента в 1900 Нм. Каждый из них характеризуется высокой топливной экономичностью, стабильной работой и долгим сроком службы.
Основными элементами комплектации «российского» Tourismo RH являются электронная программа стабилизации движения ESP, система регулирования дорожного просвета ENR, система экстренного торможения AEBS, система удержания полосы движения SPA. Хотя не факт, что последняя будет предлагаться в фиксированной комплектации. Скорее всего, перевозчику ее предложат как опцию. Кроме этого оснащение будет включать гидродинамический вторичный водяной тормоз-замедлитель, темпомат, двери багажного отделения с кинематической схемой открывания, пожарную сигнализацию в моторном отсеке.
Завод комплектует автобусы сиденьями Travel Star Eco с регулируемыми спинками, короткими подушками, откидными подлокотниками со стороны прохода, багажными сетками и крючками для сумок. В чреве лайнера 53 пассажирских сиденья, плюс кресло гида. В числе особенностей пассажирской зоны – увеличенная ширина среднего прохода, удлиненная площадка для сидений справа и слева, откидные кресла и поворотные сиденья напротив второй двери (последние при необходимости образуют место для детских колясок). На оконных стойках есть крючки для верхней одежды. Под потолком расположены сервис-блоки и открытые багажные полки. Есть сигнальное устройство с кнопкой остановки по требованию.
В корму предусмотрительно встроено тягово-сцепное устройство для работы с прицепами для велосипедов, спортивного инвентаря и крепление контейнера для лыж. Все это дает лайнеру шансы стать любимцем транспортных операторов, и это не преувеличение. По моим ощущениям за рулем и на различных пассажирских местах, Tourismo RH обеспечивает надлежащий ездовой комфорт. В салоне нет гула и дискомфортных посторонних шумов, как то звук от качения колес, дребезжания стекол или работы двигателя. Все по-немецки добротно и качественно, на уровне эталона своего класса.
Рабочая зона водителя продумана от и до: занять удобную посадку за рулем, вставить персональную карточку в цифровой тахограф, проконтролировать салон и начать движение можно всего за несколько секунд.
Признаться, для извилистых горных дорог и узких улочек хорватского Сплита лайнер габаритами 12140х2550х3335 мм порой кажется великоват. Но колесная база в 6080 мм и диаметр разворота примерно в 20 м позволяет контролировать ситуацию, не рискуя сохранностью лайнера и безопасностью пассажиров. Независимая передняя подвеска ZF RL 75E и задний мост RO 440 на выбоинах не гремят и смягчают колебания кузова при проезде неровностей. Передаточное отношение ведущего моста 3,154:1 подобрано удачно. На втором тестовом 12-метровике был мост с i=3,588, но особую разницу уловить трудно.
Что особенно понравилось? Удобный кокпит водителя, продуманная компоновка клавиш управления, информативный руль, отличная обзорность. В активе высокая плавность хода и способность быстро замедляться, комфорт пассажирских мест и отсутствие неприятных запахов пластика, красок и обивки. Одним словом, на подходе для РФ – превосходный «турист».
Шестеро разных
Еще во время тестирования Tourismo первого поколения (до 2006 г.) я заметил такую особенность: проведя за рулем автобуса целый день, усталости почти не ощущаешь. Бывали однодневные командировки, когда садиться за руль приходилось рано утром прямо в аэропорту, сразу после прилета рейса, а вечером вести лайнер в воздушную гавань.
Что запомнилось по разным лайнерам? Самым приспособленным к движению по узким городским улочкам и горному серпантину оказался Tourismo К длиной всего 10,32 м. Его колесная база в 4985 мм не больше, чем расстояние от бампера до бампера у легкового автомобиля бизнес-класса, и потому он очень маневренный. При том, что на борту есть холодильник, кухня и туалет, в салоне 32 сиденья с откидными столиками и подставками для ног! Помимо серийного оснащения в комплектацию тестового лайнера включили ксеноновые фары, датчики давления воздуха в шинах, датчик возгорания в моторном отсеке и детектор дыма в багажном отделении. В запасе мощность в 354 л.с., управлять которой позволяет 6-ступенчатая «механика» с четким алгоритмом переключения. Действительно, фантастическая машина для любых путешествий!
Настоящим дредноутом показал себя 52-местный флагман модельного ряда, Tourismo L, растянувшийся на 13,99 м. При трех осях у него безупречный ездовой комфорт, но на горной дороге и в городе приходится ухо держать востро и постоянно контролировать ситуацию по зеркалам. Датчики парктроника позволяют безопасно маневрировать задним ходом, но гораздо спокойнее, когда на улице есть помощник.
Уровень оснащения лайнера просто фантастический. На борту есть видеокамера заднего вида со стеклоомывателем, аварийный регистратор UDS, холодильник в передней части и бортовая кухня с кофемашиной на 40 чашек, бойлер для воды, аппарат для варки сосисок, сливная раковина и выдвижные ящики. Предусмотрен мусорный контейнер на кабинке туалета и мусоросборник в зоне второй двери. Для просмотра фильмов имплантированы два видеомонитора с диагональю 19 дюймов (48 см), а пользование гаджетами обеспечивает доступ к интернету через Wi-Fi/ WLAN. На вершине класса используется двигатель с отдачей 428 л.с. и 8-ступенчатый «автомат». Силовая линия отменно справляется с задачей, легко выводя лайнер на максимально разрешенную скорость 100 км/ч.
В золотой середине находятся Tourismo М и Tourismo М/2 габаритной длиной 12,96 м. У него на один ряд сидений (на 4 места) больше, чем у «российского» аналога длиной 12,14 м. При бесспорных плюсах есть и минусы. Например, диаметр разворота не 20,98 м, а уже 23,07 м. Непонятно почему, на одних версиях немецкого «туриста» слева от водителя есть колодец для бутылки с водой, а на других нет. Попытка положить бутылку на подоконник привела к тому, что емкость вскорости упала на пол. Странное на первый взгляд решение объясняется желанием разработчиков предоставить заказчикам максимальную свободу выбора, ведь кто-то предпочтет и сэкономить.
И пару слов о межсервисных интервалах. Замену моторного масла на Mercedes-Benz Tourismo проводят через 120 тыс. км. Первая чистка сажевого фильтра выполняется при пробеге 360 тыс. км, затем каждые 240 тыс. км. Возможно, для условий эксплуатации в РФ будут рекомендованы несколько иные промежутки ТО, но это уже совсем другая история.
Александр ТРОХАЧЁВ
Источник: transler.ru
Тема: Тест автобуса