Volgabus банкротят? 17 Апреля 2020

Volgabus банкротят?

Одновременно несколько источников заявили о том, что OOO «Волгабас» (входит в группу «Волгабас», г. Волжский), лидер российской автобусной индустрии, скоро поменяет владельца. Контроль над компанией перейдет к OAO «Синара-Транспортные Машины» (CTM, входит в группу «Синара», г. Москва). Источник в администрации Волгоградской области сообщил, что сделка, о которой идет речь, в настоящее время пребывает на этапе оформления. Информатор отметил, что встреча главы региона A. Бочарова с председателем совдира CTM Е. Гриценко, по сути, подтвердила этот факт. В сообщении пресс-центра областного правительства говорится, что в рамках встречи проходило обсуждение актуальных проектов развития. Впрочем, источник, близкий к региональным властям, убежден: контроль над OOO «Волгабас» перейдет к группе «Синара» уже очень скоро. Согласно имеющимся данным, пока разговор идет лишь об одном предприятии, однако с условием приобретения контроля над группой целиком.

 Отвечая на вопрос о смене владельца, экс-бенефициар и генеральный директор OOO «Волгабас» А. Бакулин заявил, что не владеет такой информацией. При этом промышленник отказался комментировать перспективы сотрудничества с CTM.

Ветер в карманах свистит

 Одному из ведущих российских производителей автобусной техники уже приходилось сталкиваться с процедурой банкротства. Так, в прошлом году признать компанию банкротом требовало OOO «Бугульма-Пригород», которому волжане задолжали порядка 40 млн руб. Кроме того, решением суда волгабасовцам предписали выплатить «Россельхзозбанку» около 500 млн руб.

Подробнее о компании "Волгабас" (Volgabus)

Информатор отметил, что решение о продаже актива сразу и вынужденное, и назревшее. Напомним, в отношении экс-директора волжского предприятия ведется уголовное дело. Кроме налоговых и других претензий, к числу проблем детища семьи Бакулиных можно отнести неблагоприятную обстановку на рынке. Достаточно сказать о том, что предприятие группы во Владимирской области несколько недель назад приостановило производство по причине недопоставок комплектующих из Китая. Волжское предприятие все так же работает, но, что называется, не в полную силу. Помимо этого, ходят слухи, что компания уже долгое время задерживает выплату заработной платы сотрудникам, хотя официальными лицами это не подтверждалось.

 Дело в деталях

Заинтересованность «Синары» возникла на фоне уголовного дела с банком «Восточный». Два месяца назад был арестован американец M. Келви, который подозревается в хищении более 1,8 млрд руб. у вышеупомянутой финансовой организации. Основатель инвестфонда «Бэринг Восток», однако, заявил, что дело спровоцировано серьезными разногласиями с крупным миноритарным акционером банка А. Аветисяном.

Не исключено, что задолженность ООО «Волгабас» перед финансово-кредитной организацией, речь о которой шла выше, может являться разменной монетой в более крупных препирательствах объединений промышленных предприятий. Это означает, что, возможно, реальные денежные средства за покупку автопроизводителя выплачиваться не будут.

Вполне вероятно, что безденежный вариант приобретения окажется для «Синары» даже более выгодным, поскольку в этом случае компании не придется задействовать свои средства или привлекать заемные, отметил аналитик УК «Финам Менеджмент» Д. Баранов. Он уточнил, что актив не потребует больших финансовых вложений в его реконструкцию и техперевооружение, а взаимозачет даст возможность уменьшить расходы по погашению имеющихся займов и продолжить деятельность предприятия.

Представитель «BMS Group» A. Матюхов не исключил, что «Синара» интересуется волжским предприятием как механизмом урегулирования просроченных задолженностей OOO «Волгабас», а также аффилированных лиц.

Заместитель председателя Волгоградской облдумы Д. Калашников подчеркнул, что не ознакомлен с подробностями дела, однако предположил, что оно связано с обстановкой вокруг банка «Восточный», а также с китайскими вопросами. Его коллега С. Четверяков, генеральный директор АО «ВТЗ», которое, как и «Синара» принадлежит Д. Пумпянскому, не пожелал дать свои комментарии.

Стоит отметить, что АО «ВТЗ», крупнейшее предприятие региона, и в самом деле может не иметь каких-либо точек соприкосновения с деятельностью CTM, выпускающей автономные и неавтономные локомотивы, а также электрички. При этом в Волгоградской области у «Синары» имеется и серьезный стройактив – экс-компания «Ком-Билдинг», удерживающая одну из лидирующих позиций на местном рынке.

Кому выгодно?

 Ключевые потребители автобусов бренда «Volgabus» – это госпредприятия, специализирующиеся на обеспечении пассажирских перевозок. В 2015 году компания вошла в ТОП-4 на внутреннем рынке городских автобусов наряду с такими гигантами как ГАЗ, КАМАЗ и белорусский МАЗ.

Не секрет, что российский автопарк нуждается в модернизировании, а «Волгабас» весьма активно участвует в этом процессе. В Волгоградской области рекордным для предприятия оказался 2015 год, когда в рамках государственной программы было поставлено порядка 65 автобусов большой вместимости. Имеют место серьезные успехи и в других регионах страны.

Волгабас банкроство

 А вот закрепиться на столичном рынке у волжан не вышло. Причина – скандал семилетней давности с OOO «ВАП «Волжанин», возглавляемым Бакулиным. Предприятие выиграло контракт на поставку автобусов для OOO «Газтехлизинг» (г. Москва), но не смогло поставить транспорт в оговоренные сроки, к тому же впоследствии отправило лизинговой фирме меньшее количество машин, нежели было оговорено. При этом, компания, которая к тому времени была переименована в OOO «ВПВ-КС», взяла у москвичей займ на 100 млн руб., однако не возвратила денежные средства. В результате все завершилось банкротством.

 В ближайшее время «Волгабас» намерен принять участие сразу в нескольких крупных тендерах в различных регионах. Нельзя не признать, что у предприятия имеются серьезные преимущества, ведь кроме многообразия выпускаемых автобусов и возможностей доработки согласно пожеланиям заказчика, компания предлагает свои машины для испытаний, на что не слишком охотно готовы идти конкуренты. По меньшей мере, в двух случаях волжского производителя даже сейчас можно назвать фаворитом грядущих тендерных процедур.

 По мнению Матюхова, синергетический эффект, способный дать волгабасовцам существенный импульс, весьма вероятен. В рыночном сегменте основными потребителями продукции компании являются, прежде всего, муниципальные перевозчики, при взаимодействии с которыми имеют большое значение как админресурс, так и налаженная система работы с серьезными тендерными процедурами. С учетом властных полномочий бенефициарных владельцев «Синары», позволяющих проводить в жизнь те или иные планы, а также больших потенциальных объемов государственных закупок и вариантов привлечения финансирования в будущем на рынок сможет прийти крупный игрок. Не стоит забывать о том, что стабильное развитие в рамках существующих реалий потребует значительную локализацию производства, что осуществимо, к примеру, при создании СП с зарубежными компаниями на территории страны.

 Принимая во внимание, что «Волгабас» важен для Волжского как налогоплательщик и то же время своего рода показатель эффективности сотрудничества бизнес-сообщества и власти, местному правительству явно невыгоден дефолт компании. Представитель «BMS Group» напомнил, что группа принимает активное участие и в нацпроектах. На фоне стремительного роста неминуемо создаются неоднозначные ситуации во взаимоотношениях с контрагентами, одностороннее освещение которых в средствах массовой информации способно ощутимо влиять на перспективы сделки. Это говорит о том, что помимо всего прочего, нужно учитывать позиционирование компаний и их проектов, а, следовательно, оценку потребителями, инвесторами и государственным сегментом, заключил Матюхов.

По словам Баранова, интерес к лидеру российской автобусной индустрии может, прежде всего, объясняться желанием СТМ расширить линейку продуктов. Принимая во внимание, что московская компания также является одним из отраслевых лидеров, по итогам сделки москвичи смогут упрочить положение как на внутреннем, так и на иностранных рынках. Не исключено, что продукция одного вида будет способствовать в продвижении остальных продуктов. К тому же производитель сможет снизить издержки за счет повышения закупочных объемов.


 Аналитик УК «Финам Менеджмент» напомнил, что «Волгабас» является потребителем ряда необходимых товаров и услуг региональных фирм. Таким образом, вклад волжских автопроизводителей в областную экономику не представляется возможным отрицать. Власти региона заинтересованы в том, чтобы предприятие функционировало, независимо от того, сменится его владелец или нет. Баранов добавил, что компания остается крупным налогоплательщиком и предоставляет рабочие места. Следовательно, правительство может быть заинтересовано только в успешной работе фирмы, и областной администрации однозначно стоит продолжать поддерживать волжан.

автор: Денис Остапенко, специально для Bus-club.ru


Источник:  Bus-club.ru
Тема:  Производство

Возврат к списку


Материалы по теме: