Автобус "Турист",  для которого закончился ледниковый период 5 Декабря 2016

Автобус "Турист", для которого закончился ледниковый период

Специальный репортаж Евгения "Corvair"  Тапыева  для читателей Bus-club.ru

Еще недавно автобусы ЛАЗ были привычными на наших улицах. Машины с жесткими салонами обычно служили пригородными, а мягкие «Туристы» работали на междугородних линиях. В 90х многие ЛАЗы разных моделей попали к частникам и использовались на городских маршрутах. Эти автобусы отличались теплым салоном и мягким ходом. Но в то же время мы поругивали ЛАЗы за узкие двери и тесные проходы. Бензиновый мотор от «сто тридцатого» ЗиЛа стоял сзади, его вентилятор порой превращал салон в бункер пылесоса, засасывая дорожную пыль. Долгое время такие автобусы обслуживали 205й маршрут на Покровск, сменив на нем легендарные «Икарусы». В салоне обычно немного пахло выхлопными газами и «семьдесят шестым» бензином, под высоченным задним диваном неровно гудит мотор. Кабина водителя увешана множеством вымпелов, чем старше машина, тем их больше. На перегородке старый плакат «Маршрут автобуса образцового обслуживания пассажиров». Прежде чем усесться, надо было поправить незакрепленную подушку сиденья, а если это задний диван, смахнуть пыль. Посадка окончена, с лязгом закрываются двери. Спереди у водителя что-то скрипнуло, из-под пола слышно возню, затем где-то сзади со скрежетом втыкается скорость, и под самолетный гул движка автобус медленно отваливает от вокзала. Спереди на скорости было ощущение полета - движка на пятой передаче почти не слышно, автобус летит по разбитому асфальту, лишь мягко покачиваясь. Пришедший на смену «Туристу» вездесущий ПАЗик на этой же дороге нещадно «козлит» и вытряхивает душу, словно везет дрова, а не пассажиров. На подъеме старый автобус быстро терял скорость, и вот он уже ползет на второй передаче со скоростью пешехода, под турбореактивный рев перегретого движка, давно растерявшего свои сто пятьдесят «лошадей». Заднее сиденье раскаляется как печка, из всех щелей дует горячим воздухом, пованивает подгорелым сцеплением. Занятно было наблюдать, как шофер ЛАЗа переключает скорости – прокрутив «кочергу» по кругу, её втыкали почти в одно и то же место вперед или назад. Длиннющая, обычно разболтанная «кулиса», тянущаяся под полом через весь автобус от рычага к коробке передач, заставляла, прежде чем воткнуть скорость, сначала найти её. ЛАЗ как-то незаметно исчез с наших улиц лет пять назад.

Первые серийные автобусы Львовский автобусный завод выпустил в 1957 году. Новый автобус как раз подоспел к VI Международном фестивалю молодежи и студентов. ЛАЗ-695 1957 года известен как «Фестивальный», такая машина имеется в собрании Мосгортранса.

По сравнению с большинством тогдашних отечественных автобусов, ЛАЗ был гораздо совершеннее. Инженеры Львовского завода изучили конструкцию передовых европейских автобусов Mercedes и Magirus. Внешне новая машина была выполнена в модном тогда аэрокосмическом стиле с огромной площадью панорамного остекления с узкими переплетами, и вышла изящнее зарубежных прототипов. Впервые была применена рессорно-пружинная подвеска, которая наделила этот автобус плавным даже по сегодняшним меркам ходом. Несущая конструкция представляла собой сварную ферму из стальной трубы прямоугольного сечения. Первая модель была основана на агрегатах грузовика ЗиЛ-164 с 109-сильным нижнеклапанным 6-цилиндровым движком, которого затем сменила 150-сильная «восьмерка» ЗиЛ-130. Сзади появился воздухозаборник - «хобот» для забора воздуха с крыши, придавший облику машины еще больше футуризма. Вскоре на одной основе были выпущены две модели, 695Б, Е жесткая и 697, 697Е «Турист» с мягким салоном. Новые советские автобусы с успехом экспонировались на международных выставках в Марселе и Женеве.

Автобусы ЛАЗ поставлялись по всему Советскому Союзу, и Якутск, конечно же, не стал исключением. В 1967 году в Якутию поступило большое количество разнообразной техники, среди которой был автобус ЛАЗ-697Е «Турист», о котором пойдет речь. Скорее всего, «Турист» был единственным в городе, но каким! Одной из опций для него был огромный крышевой люк с брезентовым закрытием. Этим «наворотом» обычно снабжались машины для южных регионов и экспортные. Удивительно, но попавший к нам автобус был снабжен этой сугубо южной штукой. Судя по всему, до начала 70-х этот лайнер эксплуатировался на покровской линии, на тогда еще гравийном, старом Покровском тракте. Многие, кто пользовался этой линией в конце 60х – начале 70х, помнят «самолетного» вида комфортабельный автобус с голубым тонированным остеклением сверху. А кто-то еще подчеркивал, что автобус был заднемоторным. Под это описание подходит только ЛАЗ. Позже машина была передана на …, где служила развозкой. А в начале 90-х старый уже тогда «Турист» был выкуплен в частные руки для работы на маршруте. Но так получилось, что уникальная машина так и не вышла на маршрут и до сих пор простояла без движения.

Старыми машинами я интересуюсь с детства и уже несколько раз слышал о существовании в городе старого «Туриста». И вот, в 2008 году слухи «материализовались» в чудной формы автобус, стоящий в одном из частных дворов города. Впервые увидев эту, совершенно неземного вида машину, не верю своим глазам, ведь тогда ЛАЗ-697Е считался полностью утерянным. А он передо мной!





Все мы привыкли, что автобус это утилитарный прямоугольный параллелепипед, покороче, или подлиннее. После таких «пеналов», 697Е «Турист» кажется пришельцем из будущего, космическим кораблем внеземной цивилизации. Наклонные панорамные лобовики, словно в пилотской кабине авиалайнера, округлая застекленная корма с изящным воздухозаборником, нереальной формы панорамные стекла, разделенные узкими перемычками каркаса. Кажется, что это аппарат для покорения скоростных рекордов, а не общественный транспорт.

Увидев такое, задался целью: с этим надо что-то делать, такое не должно бесславно сгинуть. Модель 697Е была выпущена в сравнительно небольшом количестве, после нее сменилось еще два поколения туристических ЛАЗов, а изящный кузов этой машины никогда не отличался особой прочностью. Реставрация такого автобуса это колоссальный труд, далеко не каждая мастерская возьмется за это, это вам не «Москвич». Сразу было ясно, что у нас за такое вряд ли кто возьмется, ведь занимающихся подобной техникой единицы.

«Туристом» стали потихоньку интересоваться, но всех останавливало «нереальное» местонахождение раритета. Наконец, нашелся энтузиаст с серьезными намерениями вывезти машину на реставрацию в Москву. Вскоре мы с Андреем стали друзьями и стали прорабатывать, как же это сделать. Не шутка ли, перевезти хрупкий полноразмерный автобус через всю страну. И вот, наконец, настал ноябрь 2013 года. Московский товарищ приехал в Якутск, автобус был осмотрен, выкуплен и поставлен на учет на нового хозяина, получив госномер Р 608 КС 14. Попутно начал решаться вопрос «телепортации» раритета в Москву. После Нового года с запада в Усть-Куйгу шел трал с горным оборудованием, который должен был вернуться в Москву порожняком, проходя Якутск 15 января. Решено было попробовать погрузить «Туриста» на эту фуру шириной 2,45 м, в ближайшее время иного транспорта не предвиделось. К прибытию транспорта в Якутск мы снова в сборе, несмотря на 40-50 градусный мороз, готовим автобус к погрузке. Даже в идеальных условиях, погрузка такой штуковины непростая задача. 

Во-первых, ветхую машину можно брать только за мосты, а во-вторых, во избежание повреждения кузова стропами, необходимы траверсы, отодвигающие их от кузова. Естественно, готовые траверсы не нашлись, пришлось импровизировать и делать их из бревен. В день прибытия фуры нанят 25-тонный автокран. Условия погрузки осложнены плотной застройкой, узкими улицами частного сектора и множеством телефонных и электрических проводов. 




Кран с легкостью отрывает 8-тонный автобус от мерзлой земли и ставит на открытое место. 



Затем автобус отбуксировали на улицу, за пределы двора.



Прибывает фура до Москвы. Сначала планировали погрузить автобус в фуру сзади, но первая же попытка показала, что это невозможно. Задача осложняется отсутствием запаса по ширине, с каждой стороны остаются считанные сантиметры. 

Решено было погрузить его сверху. Траверсы пришлось укоротить под ширину фуры, так, чтобы они не мешали погрузке. В целом, погрузка завершилась к 21 часу, в полной темноте, автобус встал на трал «как родной», для 400-сильного Freightliner это пушинка. 



Назавтра Андрей вылетает к себе домой, дальнобойщики через пару дней, подлатав машину, оставляют Якутск и отправляются в путь на Москву.

И наконец, 8 февраля Андрей с радостью сообщает об успешном прибытии и разгрузке «Туриста» в Москве. Первая часть операции завершена, впереди огромная работа по реставрации.









Как будет идти процесс восстановления автобуса "Турист" следите в специальной ветке на нашем форуме в самое ближайшее время. Это будет эксклюзивный материал для читателей Bus-club.Задавать вопросы автору, можно в комментариях к статье.


Тема:  Ретро автобусы

Возврат к списку


Материалы по теме:


Страницы: 1 2 След.
0
admin
Не знаю как вам, но у меня после увиденного и сделанного этими ребятами просто шок! Молодцы! Спасибо за то, что спасли такой удивительный экземпляр.
С Андреем мы участвовали на прошлой неделе в выставке ЭкспоСитиТранс-2016 , вот тот Лиаз -677 это тоже его
0
Туша
Класс! Следим за развитием восстановления!
0
Гость
Респект, мужики!
0
Гость
Интересно во сколько обошлась эта поездка)) и потом восстановление
0
Гость
Там брезентовый люк?
0
Гость
Да!
image.jpeg (65.07 КБ)
image.jpeg (65.5 КБ)
image.jpeg (173.24 КБ)
0
Туша
Просто улет!
Гость, спасибо за фото
0
admin
Класс! Спасибо! Южный  вариант, что он в Якутии делал непонятно))
1
valeocars
А у меня есть такой автобус. Только люк в нём не работает. Ну и ещё масштаб 1:43, но это ведь мелочь.  happy_mini
0
admin
Блин я когда прочитал начало предложения, чуть не упал со стула :) Нельзя же так))
Страницы: 1 2 След.