Bus-club.ru участник:  Выставка автобусов BusWorld Мир автобусовВыставка "Пассажирский транспорт"        Bus-club.ru в соц.сетях: Инстаграм автобусного клуба Связь автобусников на дороге Вконтакте  Фейсбук  youtube.png Все автобусы в twitter

 Автобусный сайт и форум

Выбираем аккумулятор для автобуса

Выбираем аккумулятор для автобуса
23 Октября 2015

Выбираем аккумулятор для автобуса

Опытный водитель вспоминает об аккумуляторе в конце лета – начале осени. Ведь пройдет еще месяц-другой, и грянут морозы. И если аккумулятор не новый, если даже летом он не работает, как положено, то зимой с ним определенно возникнут проблемы. Вернее, не с ним, а с пуском двигателя, но причиной неприятностей все равно будет аккумуляторная батарея. Поэтому встречать холодное время года лучше всего с новым аккумулятором. Прежде нужно его купить, выбрав такой, который оптимально подойдет для автомобиля. Но выбор этот не прост.

Какими бывают автобусные аккумуляторы?

Вне зависимости от марки, размеров и технических характеристик все автомобильные аккумуляторы можно разделить на две большие группы. Критерий разделения – исполнение АКБ: традиционное или необслуживаемое.


В корпусах аккумуляторных батарей традиционного исполнения (они же – обслуживаемые АКБ) сделаны закрываемые пробками отверстия. При их наличии можно самостоятельно проверять плотность электролита и, в случае уменьшения его уровня, доливать дистиллированную воду, восстанавливая работоспособность батареи (следует помнить, что доливать электролит недопустимо категорически!). 

Аккумуляторные батареи необслуживаемого исполнения отличаются тем, что в их корпусах нет крышек, поэтому контролировать плотность и уровень электролита самостоятельно невозможно. Соответственно нельзя доливать дистиллированную воду. Почему производители аккумуляторов сочли возможным отказаться от этого? Считается, что конструкция необслуживаемых батарей настолько совершенна, что в процессе их эксплуатации ничего из перечисленного делать не требуется. Но так ли это? Практика показывает, действительно, необслуживаемые батареи могут выработать свой ресурс полностью, ни разу не доставив проблем автовладельцу. Но для этого требуется соблюдение двух обязательных условий. Во-первых, эксплуатация АКБ должна быть близка к идеальной – от электрооборудования автомобиля в этом случае требуется высокая степень надежности и стабильность работы, а сама АКБ не должна подвергаться значительным вибрациям, ударам и загрязнению. Во-вторых, необходимо регулярно проверять заряженность аккумуляторной батареи и напряжение на ее выводах, поскольку если электрооборудование даст даже незначительный сбой, она может подвергнуться недозаряду или переразряду. Когда эти процессы вовремя не замечены, необслуживаемая батарея чаще всего оказывается загубленной. 

Конечно, производители не стали бы подобные батареи выпускать, если бы автомобильная техника не могла обеспечить их нормальную долговременную работу. Но здесь имеется в виду техника не всякая, а только новая и современная, сделанная с соблюдением всех технологий и стандартов качества. Согласитесь, еще не все машины, предлагаемые на нашем рынке, соответствуют данным требованиям. Если хотите приобрести необслуживаемую аккумуляторную батарею, подумайте: где, когда и кем сделан ваш автомобиль, прогрессивна ли его конструкция настолько, насколько прогрессивна необслуживаемая АКБ?

Какие параметры влияют на эксплуатацию АКБ?

Как выбрать аккумуляторную батарею, при установке которой стартер будет «крутить» двигатель с наивысшим усилием и с наибольшей продолжительностью? Эксплуатационные характеристики напрямую зависят от таких параметров, как электрическая (номинальная) емкость АКБ, измеряемая в ампер-часах (А·ч), и значение пускового тока, измеряемое в амперах (А).

Что представляет собой указываемая на этикетке батареи номинальная электрическая емкость? Эта емкость характеризует количество электричества, которое способна отдать аккумуляторная батарея при длительном режиме разряда (при определенных условиях). Понятно, что чем больше емкость АКБ, тем больше времени или попыток есть в запасе для пуска двигателя.

Значение пускового тока важно для определения мощности аккумулятора. Больше ток – больше мощность АКБ и соответственно легче пуск двигателя. Но при сравнении значений пускового тока, указанных на этикетках различных батарей, надо обратить внимание, по каким условиям испытаний он был замерен (EN, SAE, DIN, IEC, ТУ). Если по разным, придется привести значения к единообразию. Ранее чаще применялась методика DIN (соответствует российским ТУ), но постепенно ее вытеснила EN (соответствует SAE). Соотношение разрядного тока по EN или SAE к току по DIN или ТУ равно 1,7 (I en = 1,7 I din).

Выбирая батарею, мало изучить ее «электрические» характеристики. Придется уделить внимание и габаритам корпуса. Случается, что приобретенная батарея отличается по размерам от используемой ранее, и при монтаже на автомобиль водитель с удивлением обнаруживает, что ее невозможно установить на специальной площадке. Действительно, АКБ с габаритами бо’льшими, чем требуется, на ней не поместится, а с меньшими – нельзя надежно закрепить. Чтобы подстраховаться, придя в магазин, не поленитесь сопоставить размеры покупаемой батареи с размерами ее предшественницы.

Как маркируют батареи?

Невозможно правильно выбрать АКБ, не прочитав маркировку на этикетке. Любая аккумуляторная батарея маркируется в соответствии с международными стандартами. Наносимая на АКБ маркировка включает информацию о ее напряжении, номинальной емкости, назначении и конструктивном исполнении (типовые обозначения показаны на рисунке). 

«6СТ-60А1» – маркировка АКБ по российскому ГОСТу. Первая цифра указывает на число «банок», последовательно соединенных аккумуляторов; следующее за ней сочетание букв – на назначение АКБ (СТ – стартерная); после дефиса идет значение номинальной емкости батареи (60 А·ч); после емкости – обозначение исполнения батареи. Число аккумуляторов в батарее может быть 3 или 6, соответственно ее номинальное напряжение – 6 или 12 В.

В Европе обозначение батарей состоит из пяти или девяти цифр, которые показывают номинальную емкость, напряжение батареи и вариант конструктивного исполнения.

Товарный знак завода-производителя.

«60 Ah» – номинальная емкость в ампер-часах (А·ч или Ah).

«420 А» – пусковой ток (ток холодной прокрутки при –18 °С) в амперах (А).

«12 V» – номинальное напряжение в вольтах (V или В).

«1003» – дата изготовления (10 – октябрь, 03 – 2003 год).

«20 кг» – масса АКБ в состоянии поставки с завода.

«+» или «–» – знаки полярности.

«min» и «max» – отметки, между которыми должен поддерживаться уровень залитого электролита.

Покупа – проверяй!

Прежде чем приобрести новую аккумуляторную батарею, необходимо убедиться, что ее характеристики соответствуют техническим требованиям, записанным в инструкции по эксплуатации автомобиля. Во всяком случае характеристики новой АКБ должны быть не хуже, чем у предыдущей. 

Производители аккумуляторных батарей жестко конкурируют друг с другом. Один из элементов конкуренции – снижение цен. Поэтому в магазине не стоит удивляться, обнаружив, что более современные АКБ одной марки стоят дешевле менее современных другой марки, а АКБ с худшими параметрами иногда продают дороже АКБ с лучшими параметрами. 

При приобретении новой аккумуляторной батареи надо помнить, что форма полюсных выводов и их расположение должны быть такими же, как у ее предшественницы. Выбирая АКБ, следует попросить продавца проверить на соответствие необходимым требованиям некоторые из ее параметров. Что за параметры? Это уровень электролита и его плотность, которая должна составлять не менее 1,25 г/см3 (эти параметры можно проверить только у обслуживаемых АКБ). Кроме того, проверке подлежит напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) на полюсных выводах, значение которого должно быть не ниже 12,6 В при положительной температуре. Продавец должен выполнить тест на разряд (нагрузку) батареи, который свидетельствует о ее работоспособности. Проследите, чтобы все полученные при проверке данные были занесены в паспорт АКБ. Если этого не сделать, возврат неисправной батареи по гарантии проблематичен. 


На какой срок гарантия? Согласно российскому ГОСТ 959–2002 она должна быть не менее 18 месяцев для обслуживаемых и не менее 24 месяцев – для необслуживаемых батарей. Часто производители по собственной инициативе продлевают гарантийный период до трех лет. Как показывает практика, производственный дефект АКБ обязательно «вылезет» в первые пять–восемь месяцев ее работы. 

В заключение – одна поучительная история. У автора этих строк есть знакомый, неплохо разбирающийся в устройстве автомобиля. Однажды его коллега (молодой малоопытный человек), работающий на малотоннажном грузовичке, попросил помочь выбрать новую АКБ и правильно ее установить, поскольку прежняя, по его словам, пришла в полную негодность. Встретились они у магазина, купили батарею, поехали ставить. Когда же мой знакомый открыл капот грузовичка, то с удивлением обнаружил, что установленная старая батарея работоспособна на все сто процентов?!. Просто один из контактов слегка разболтался и окислился, поэтому не пропускал ток. Для устранения неисправности нужно было зачистить контакт – двухминутное дело… Этот случай свидетельствует о том, что часто причиной отсутствия напряжения в бортовой сети становится вовсе не АКБ, а неисправное электрооборудование, которое требуется регулярно проверять и обслуживать. Тогда и аккумуляторная батарея подводить не будет. 
Короткая ссылка на новость: http://bus-club.ru/~fGwy5
Страницы: 1 2 След.
0
admin
Начинается зима, у многих начинаются проблемы с аккумуляторами. Давайте обсудим и поделимся опытом как выбрать и какие марки аккумуляторов надежны и долговечны.

Небольшая статья в тему:



Если на коммерческих автомобилях легкого класса – полной массой до 3,5 т – применяются, в принципе, те же аккумуляторы, что и на легковых моделях. А вот для среднетоннажных и магистральных грузовиков, автобусов, а также коммерческой и прочей спецтехники используются иные батареи.

К грузовым аккумуляторам, или батареям «тяжелой» группы относятся АКБ, имеющие емкость от 120 до 235 Ач. Выбрать оптимальный аккумулятор помогает потребителям классификации грузовых батарей. Эту продукцию можно условно разделить на три группы: HD, SHD и HDE.

Обозначение HD расшифровывается как Heavy Duty (англ. «тяжелый режим»). Аккумуляторные батареи этой группы относятся к среднему и низкому ценовым диапазонам. Они просты по конструкции. Обычно - это обслуживаемые батареи, которые нуждаются в контроле, а при необходимости в доливе дистиллированной воды. Лучше всего их ставить на подержанных грузовиках, выпущенных до 2000 года и имеющих минимум стандартного и дополнительного электрооборудования. Здесь главная задача АКБ – обеспечить надежный запуск двигателя в любых погодных условиях.

Обозначение SHD расшифровывается как Super Heavy Duty - «супертяжелый режим», а HDE как Heavy Duty Extra - «экстратяжелый режим» (т. е. батареи этой, последней группы, предназначены для работы в исключительно сложных условиях эксплуатации).  Конструкция этих аккумуляторов улучшена. Они дороже, но зато имеют больший срок службы и, как правило, не нуждаются в обслуживании. В них применены современные технологии, которые исключают или минимизируют расход воды. Они отличаются также большими пусковыми токами. Выдерживают, по сравнению с батареями HD, большее количество циклов разряд-заряд.

Назначение этих АКБ – не только запускать двигатель в любых условиях, но и обеспечивать надежную работу всех энергопотребителей: обогревателя, кондиционера, видеоаппаратуры, электронных тормозных систем и т. д. при выключенном двигателе. Отметим, что многие из батарей групп SHD и HDE могут устанавливаться в кабине, если это предусмотрено конструкцией транспортного средства.

Еще одна особенность аккумуляторов типа SHD и HDE, которая важна при эксплуатации на грунтовых дорогах, на стройплощадках, на лесозаготовках и в карьерах: пластины дополнительно закреплены для повышения виброустойчивости.

Владельцы коммерческого автотранспорта при выборе «тяжелого» аккумулятора должны учитывать емкость батареи, ее габариты, пусковой ток, расположение клемм. Нужно сказать, что рабочие характеристики и надежность АКБ зависят от множества конструктивных и технологических факторов. Поэтому аккумуляторы с одними и теми же номинальными характеристиками, но от разных производителей могут сильно отличаться друг от друга, когда дело доходит до сравнения реальных эксплуатационных свойств. Важнейшим показателем качества аккумуляторов является большая или меньшая выносливость в условиях различных температур эксплуатации, в частности, его морозоустойчивость.

Обращаем внимание, что если на транспортном средстве установлено два аккумулятора, то при выходе одного из строя, рекомендуется заменять всю пару. Если этого не сделать, то новый аккумулятор будет отличаться по внутреннему сопротивлению от старого. И это может привести к выходу из строя одной, а то и сразу двух батарей.
Имя Цитировать 0
0
Гость
Мой совет берите как можно большей емкости
Имя Цитировать 0
0
Кардан
Нах мне два на 180 АЧ если мне вполне хватает на 90 АЧ ???
И к тому же большего размера АКБ не встанет на своё место.
Имя Цитировать 0
0
kuoleg
Цитата
Кардан написал:
Цитата
Гость написал:
Мой совет берите как можно большей емкости
Не надо давать    хреновые советы        т.к. ёмкость АКБ должна соответствовать мощности генератора.
Для дЭ Биллов (меня), можно подробнее? А то у Вас как и раньше, все и у всех хуёво, вот только нет рекомендаций какой винт в К 135 и куда крутить, почему при гене в 70 а стоят два АКБ по 190а\ч а при гене в 120 а.два по 135 а\ч. Почему китаец гаУно а кореец супер? Ну как то так для начала... Желательно сЦылки не на то что бабушка в магазине сказала а из обширного личного опыта. Я готов прислушаться.
Имя Цитировать 0
0
Павел
Из личного опыта могу сказать, что чем больше емкость батареи - тем лучше!
Емкие батареи обеспечивают уверенный пуск двс и тянут нагрузку в условиях заглушенного двс (а необходимость в этом тоже периодически бывает).

На автобусе у меня стоят 2 батареи на 220 Ач HDE. Все обслуживание заключается в том, чтобы раз в год долить воду и зарядить перед зимой. Как результат зимой эти акб уверенно тянут котел на заглушенной машине во время длительного отстоя (стоянка 2-3 часа), при этом можно включать в салоне дежурное освещение (синий свет, "ночники"). Стоят эти акб уже 2 года и пока замены не требуют.

Еще был личный опыт установки емкого аккумулятора (220 Ач) на "Соболь". Так вот, проблем с пуском не возникало даже во время сильных морозов, более того, в салоне тогда стоял ТВ с DVD, так его можно было спокойно смотреть даже во время длительной стоянки с заглушенным двс. Единственное, что для установки емкого акб на "Соболь" пришлось поставить бОльшую площадку, но тогда вообще двс (и все что с ним связано) подвергалось апгрейду, поэтому сложностей с этим не возникло.

УВЕРЕННЫХ ВАМ ПУСКОВ И ТЕПЛА В КАБИНЕ В САМЫЙ ЛЮТЫЙ МОРОЗ!
Имя Цитировать 0
0
YUZIK
Ставлю аккумуляторы по рекомендации завода изготовителя.  
Имя Цитировать 0
0
Колян
Мужики купил аккумулятор новый, что с ним делать? Одни советуют его полностью разрядить и зарядить по новой. Это нужно делать? И кто говорит что 2 часа заряжать, кто восемь десять часов, а кто на сутки поставить на зарядку как правильно? Дома заряжать не советуют тк он выделяет вредные газы. Можно ли его заряжать на балконе. Сейчас нулевая температура, а по ночам и минус небольшой. Подскажите пожалуйста, смотрю на него и боюсь испортить
Имя Цитировать 0
0
Джузепе Сизый нос
Цитата
Колян написал:
Мужики купил аккумулятор новый, что с ним делать? Одни советуют его полностью разрядить и зарядить по новой. Это нужно делать? И кто говорит что 2 часа заряжать, кто восемь десять часов, а кто на сутки поставить на зарядку как правильно? Дома заряжать не советуют тк он выделяет вредные газы. Можно ли его заряжать на балконе. Сейчас нулевая температура, а по ночам и минус небольшой. Подскажите пожалуйста, смотрю на него и боюсь испортить
Это же при царе горохе так делали.. Они же сейчас сухо заряженные продаются. Залил электролит и все ставь и не начинайте выдумывать.  
Имя Цитировать 0
0
Джузепе Сизый нос
Цитата
kuoleg написал:
Цитата
Кардан   написал:
Цитата
Гость написал:
Мой совет берите как можно большей емкости
Не надо давать    хреновые советы        т.к. ёмкость АКБ должна соответствовать мощности генератора.
Для дЭ Биллов (меня), можно подробнее? А то у Вас как и раньше, все и у всех хуёво, вот только нет рекомендаций какой винт в К 135 и куда крутить, почему при гене в 70 а стоят два АКБ по 190а\ч а при гене в 120 а.два по 135 а\ч. Почему китаец гаУно а кореец супер? Ну как то так для начала... Желательно сЦылки не на то что бабушка в магазине сказала а из обширного личного опыта. Я готов прислушаться.
ого ))) мощность генератора и емкость батареи это разные понятия. если проще генератор это родник который заполнит какую угодно тару  ))) вопрос лишь времени.
Имя Цитировать 0
0
Колян
У меня неразборной аккумулятор никакого электролита лить не нужно, так нужно его заряжать или нет? Сколько?
Имя Цитировать 0
0
Имя Цитировать 0
Страницы: 1 2 След.

Опросы Наклейки Помощь клубу Каталог запчастей
Карта "Все для автобусов" Химчистка автобусов Сбрасываемся на мобильную версию! Ищем авторов
Категория D (обучение и переподготовка водителей автобуса)

BW_2018_240x100-2.gif

Полистать альбомы фотографии 

 Фотографии автобусов  

Объявления

ДК ТО ДЛЯ ОСАГО
23.05.2018
техосмотр,диагностическая карта,сразу в базе ЕАИСТО
Балансировка карданных валов и все виды ремонта карданных валов. 375(29)676-12-57, 375(29)230-12-57
22.05.2018
Балансировка и все виды ремонта карданных валов. 375(29)676-12-57, 375(29)230-12-57,  т.ф.375(17)307-23-01....


Бесплатный сервис аренды автобуса


Оставить заявку

Добавить автобус

Последние комментарии на форуме


Автобусный клуб в социальных сетях

Вконтакте  Фейсбук  youtube.png Все автобусы в twitter
Каталог запчастей на автобусы